Директор Детской музыкальной школы №21 Рыженкова Светлана Валентиновна 12-13 ноября 2020 приняла участие в работе Международной конференции в дистанционном формате «Развитие системы детских школ искусств: правовое регулирование, новые вызовы, эффективные практики» (Санкт-Петербург).
Главными темами обсуждения стали вопросы сохранения и развития уникальной системы художественного образования, цифровизация образования и новые возможности в условиях дистанционной работы, планы по приданию детским школам искусства особого статуса, реализация дополнительных предпрофессиональных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, в ходе работы конференции были затронуто ряд важных проблем:
модернизация и оснащение детских школ искусств как фактор обновления и развития,
программа воспитания в детских школах искусств: обмен мнениями, эффективные практики,
детская школа искусств как база педагогической практики: современные подходы и решения,
специфика организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
в детских школах искусств.
В работе конференции принимали участие руководители образовательных организаций, представители региональных методических служб и специалисты органов управления культурой. Общее количество участников конференции составило свыше 300 человек из 57 регионов России.
ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ БЫЛ РАЗРАБОТАН ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ РЕЗОЛЮЦИИ:
Государственная политика Российского государства провозглашает приоритет всестороннего духовного, нравственного и интеллектуального развития детей, воспитания в них патриотизма и гражданственности, а также уважения к памяти защитников Отечества и старшему поколению.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» раскрыта одна из основных целей долгосрочного процесса формирования сообщества российских граждан как гармонично развитых и социально ответственных личностей, воспитанных на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
К национальным приоритетам Российской Федерации относятся, в том числе:
возможности для самореализации и развития талантов;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года.
Достижение данных целей возможно только в условиях функционирования эффективной, современно оснащенной системы художественного образования и ее главного элемента – сети детских школ искусств.
При этом сохранение и развитие системы художественного образования в Российской Федерации остается одной из приоритетных задач государственной политики не только ближайших лет, но и на долгосрочную перспективу.
Детские школы искусств, получившие в последние годы серьезную правовую поддержку, участвующие в государственных программах материально-технического оснащения и модернизации, успешно решают поставленные государством задачи.
Реализация с 2019 года национального проекта «Культура» стала началом новой эпохи в развитии системы детских школ искусств. Впервые в истории постсоветского пространства государство приняло решение направить миллиарды рублей на приобретение для школ музыкальных инструментов, оборудования и средств обучения, учебных пособий для пополнения библиотек. Перечнем поручений по реализации Послания президента Федеральному собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года закреплено решение о проведении капитального ремонта и реконструкции зданий и помещений детских школ искусств, на которые будет выделен 21 млрд. рублей в течение пяти лет.
Государственные программы и мероприятия национального проекта ставят перед детскими школами искусств и их учредителями новые задачи, определяют высокий уровень ответственности педагогических коллективов за повышение качества реализации образовательных программ, достижение показателей «дорожной карты» перспективного развития детских школ искусств, поиск художественно одаренных детей и направление их в профессию.
Тем не менее именно 2020 год выявил ряд серьезных проблем и противоречий в деятельности детских школ искусств, а именно:
нестабильная ситуация в ряде субъектов Российской Федерации в обеспечении приоритетности для детских школ искусств реализации дополнительных предпрофессиональных программ;
внедрение системы персонифицированного финансирования, направленной на замещение долгосрочных программ ознакомительными и краткосрочными, соответствующими системе досуговой кружковой деятельности;
низкие темпы прироста количества обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам;
низкий процент охвата детей от 5 до 18 лет работой детских школ искусств;
неготовность системы к новым форматам получения образования, в частности – дистанционного обучения;
сохраняющаяся проблема кадрового обеспечения отрасли, особенно – в части реализации образовательных программ академических направлений.
Проведя дискуссии и обсуждения, заслушав доклады о поиске путей и моделей развития, проанализировав новые тенденции в художественном образовании, участники Международной конференции «Развитие системы детских школ искусств: правовое регулирование, новые вызовы, эффективные практики» (далее – Международная конференция) выражают свое мнение и высказывают следующие предложения.
Участники Международной конференции отмечают, что правовое регулирование и совершенствование законодательства об образовании позволяют говорить о расширении возможностей детских школ искусств (ДШИ), повышении статуса самих школ и их педагогических работников.
Участники Международной конференции констатируют, что дальнейшая реализация Национального проекта «Культура» в части модернизации детских школ искусств, строительства новых зданий для ДШИ, обеспечения школ музыкальным инструментарием, средствами обучения, информационно-техническим оснащением позволит не только привлечь новых учащихся к художественному образованию, но и послужит основой достижения школами нового качества образования.
При этом признанный особый статус детских школ искусств требует дополнительных шагов в его законодательном закреплении.
Участники Международной конференции выражают озабоченность сохраняющимися проблемами финансового обеспечения деятельности детских школ искусств с учетом их специфики: принципов формирования муниципального задания, установления базовых окладов работникам детских школ искусств, размер которых зачастую ниже минимального уровня заработной платы в регионе, утверждения штатных расписаний, исключающих должности специалистов, необходимых ДШИ в части организации полноценного и безопасного образовательного процесса.
По-прежнему сохраняется проблема кадрового обеспечения реализации образовательных программ в ДШИ, которая стоит в ряду первоочередных. Так как проблема носит системный, общегосударственный характер, решить ее силами самой ДШИ и ее учредителя практически невозможно. Привлечение молодых специалистов в ДШИ возможно через целевое обучение, привлечение к трудовой деятельности студентов вузов искусств, создание стажировочных площадок, сотрудничество ДШИ и творческих профессиональных организаций, но в масштабе страны решение острейшей проблемы старения кадров и их недостаточности по многим направлениям искусства возможно только путем принятия и реализации долгосрочных государственных программ.
В рамках Международной конференции в числе наиболее острых проблем, отрицательно сказывающихся сегодня на всей системе художественного образования, были отмечены следующие:
недооценка значимости и высокого потенциала системы ДШИ со стороны их учредителей, а также отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации вертикали взаимодействия по вопросам функционирования ДШИ между региональными органами управления культурой и муниципальными образованиями;
отсутствие в ряде регионов методической службы как необходимого элемента системы художественного образования, наличие десятков региональных методических центров, не имеющих достаточных ресурсов для организационно-методического обеспечения региональной системы детских школ искусств;
необходимость поиска оптимального соотношения между основной деятельностью детских школ искусств – реализацией образовательных программ, и другими видами деятельности, в частности – концертно-просветительской;
сохранение ряда проблем правового обеспечения ДШИ, связанных со спецификой реализации образовательных программ, в том числе, в части обеспечения прав обучающихся в ДШИ на перевод из одной детской школы искусств в другую, на перевод с платного обучения на бесплатное и ряд других;
непрозрачность финансирования ДШИ, причиной которой, в том числе, является неработающая система подушевого финансирования «человеко-час»;
продолжающееся привлечение ДШИ в ряде регионов к эксперименту по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО).
- 7. Для дальнейшего укрепления и развития системы детских школ искусств участники Международной конференции вносят следующие предложения:
в адрес Министерства культуры Российской Федерации:
- продолжить работу по совершенствованию правового обеспечения ДШИ с учетом специфики ее деятельности, закрепления особого статуса;
- уточнить показатели и внести изменения в «дорожную карту» в части установленных показателей охвата детей от 5 до 18 лет работой детских школ искусств, которые потребуют увеличение контингента ДШИ к 2022 году практически в два раза;
- разработать методические рекомендации по формированию штатного расписания в детских школах искусств;
- рассмотреть вопросы об установлении новых подходов к определению нормативных затрат, необходимых детским школам искусств для реализации образовательных программ, в частности, на основе стоимости обучения 1 обучающегося в год;
- провести работу по разработке Порядка организации деятельности региональной методической службы отрасли культуры, а также провести Всероссийский конкурс региональных методических служб;
в адрес органов управления культурой субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
- продолжать осуществлять меры по сохранению сети детских школ искусств, недопущению изменения их ведомственной принадлежности, сокращения сети за счет объединения ДШИ;
- создавать условия для реализации детскими школами искусств дополнительных предпрофессиональных программ как приоритетных для ДШИ, решать вопросы полноты и достаточности их финансирования;
- содействовать развитию региональной методической службы;
- формировать региональные программы, обеспечивающие целевое обучение студентов в профессиональных образовательных учреждениях и учреждениях высшего образования отрасли культуры;
- разработать региональные программы поддержки молодых специалистов, способствующие притоку молодых кадров в ДШИ, в том числе, путем создания стажировочных площадок с участием студентов профессиональных образовательных организаций и вузов искусств;
в адрес профессиональных образовательных учреждений и учреждений высшего образования отрасли культуры:
- формировать образовательные программы среднего профессионального и высшего образования с учетом видов деятельности, связанных с подготовкой будущих преподавателей ДШИ, в том числе руководителей творческих коллективов;
- организовать эффективное взаимодействие с детскими школами искусств по вопросам обучения студентов, в том числе целевого, практической подготовки, учитывающих потребности ДШИ в современных педагогических кадрах;
- обеспечить создание баз педагогической практики студентов колледжей, училищ и вузов искусств в ДШИ;
в адрес Федерального ресурсного информационно-аналитического центра художественного образования Российской академии музыки имени Гнесиных:
- организовать и провести работу по актуализации федеральных государственных требований с учетом практики реализации и правового обеспечения дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;
- продолжить работу по учебно-методическому обеспечению реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств в детских школах искусств;
- организовать проведение на регулярной основе информационных вебинаров для руководителей и специалистов органов управления культурой и методических служб субъектов Российской Федерации.